Описание Игры по Герману Гессе и существующие практики.
Все цитаты, если не оговорено обратное, взяты из романа Германа Гессе "Игра в Бисер".

1.Историческая необходимость Игры.

 2.Поведенческие предпосылки.

3.Форма игры.

4.Существовавшие элементы практики.

 5.Воображаемое развитие Игры по Гессе.

6.Происхождение названия "Игра в Бисер".

7.Декадентские элементы практики.

8.Описание игровой партии.

9.Распорядок Игры.

10.Существующие элементы практики.

     a. Спонтанная партия Игры.

     б.Символы соблазнения.

    в.Литературное творчество.

    г.Деловые игры.

    д."Угадай мелодию".

    е.Язык математики.

    ж."Языковые игры" Витгенштейна.

    Игра все еще будет продолжать оставаться игрой, если убирать из нее один за другим элементы, предлагаемые Германом Гессе.

1.Историческая необходимость Игры.
 "На развалинах этой эпохи из неиссякающей потребности духа существовать и возрождаться возникает игра в бисер - сначала простая и примитивная, а потом все более усложнявшаяся и превратившаяся в конце концов в изощренное соотношение структур и формул, извлеченных из разных наук и искусств." (предисловие к русскому изданию романа)

2.Поведенческие предпосылки.
Аскетизм, концентрация, медитация. "Всегда помнить о целом". "Противодействовать все смывающему потоку жизни."

3.Форма игры.
"Правила, язык знаков и грамматика Игры представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства, но прежде всего математика и музыка (или музыковедение), и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук."

4.Существовавшие элементы практики.
   "Музыке отводилось в государстве и при дворе ведущая роль."
   "Музыка благоустроенного века спокойна и радостна, а правление ровно. Музыка неспокойного века взволнованна и яростна, а правление ошибочно. Музыка гибнущего государства сентиментальна и печальна, а его правительство в опасности." (Из древнекитайской политической теории).
   Сила музыки - в том, чтобы "настроить множество людей, дать одинаковый такт их дыханию, биению сердца и состоянию духа, вдохновить их на мольбу вечным силам, на танец, на состязание, на военный поход, на священнодействие."
   "Пристрастие [Николая Кузанского] пояснять богословско-философские понятия на примере фигур и аксиом Евклидовской геометрии."

5.Воображаемое развитие Игры по Гессе.
    "Игра была поначалу ничем иным, как остроумным упражнением памяти и комбинационных способностей." "Они  называли друг другу, пользуясь аббревиатурами своей науки, мотив или начало какого-нибудь классического сочинения ,на что партнер отвечал либо продолжением пьесы, либо, еще лучше, верхним или нижним голосом, контрастирующей противоположной темой."
    "Анализ музыкальных значений привел к тому, что музыкальные процессы стали выражать физико-математическими формулами. Немного позже этим методом начала пользоваться филология, измеряя структуры языка так же, как физика - явления природы; потом это распространилось на на изучение изобразительных искусств, где давно уже благодаря архитектуре существовала связь с математикой. И тогда между полученными этим путем абстрактными формулами стали открываться все новые отношения, аналогии и соответствия."

6.Происхождение названия "Игра в Бисер".
    "Перро соорудил себе, по примеру немудреных счетов для детей, раму с несколькими десятками проволочных стержней, на которые он нанизал бисерины разных размеров, форм и цветов. Стержни соответствовали нотным линейкам, бусины значениям нот и так далее, и таким образом он строил из бисера музыкальные цитаты или придуманные темы, изменял, транспонировал, развивал, варьировал их и сопоставлял их с другими."

7.Декадентские элементы практики -
исследования под названиями "Фридрих Ницше и дамская мода шестидесятых-семидесятых годов XIX века", "Любимые блюда композитора Россини", "Роль болонки в жизни великих куртизанок".

8.Описание игровой партии.
    "Партия, например, могла исходить из той или иной астрономической конфигурации, или темы какой-нибудь фуги Баха, или из какого-нибудь положения Лейбница или упанишад, и, отправляясь от этой темы, можно было в зависимости от намерений и способностей игрока, либо продолжать и развивать предложенную основную идею, либо обогащать ее выражение перекличкой с идеями, ей родственными. Если, например, новичок был способен провести с помощью знаков Игры параллель между классической музыкой и формулой какого-нибудь закона природы, то у знатока и мастеры Игра свободно уходила от начальной темы в бескрайние комбинации. Долгое время определенная школа игроков особенно любила сопоставлять, вести навстречу друг другу и наконец гармонически сводить вместе две враждебные темы или идеи, такие, например, как закон и свобода, индивидуум и коллектив, причем большое значение придавалось тому, чтобы провести обе темы или тезы совершенно равноценно и беспристрастно, как можно чище приводя к синтезу тезис и антитезис."

9.Распорядок Игры.
"Они проходят под руководством небольшого числа превосходных мастеров, называемых Ludi magister, мастером Игры, при благоговейной сосредоточенности приглашенных и напряженном внимании слушателей со всех концов мира; иные из этих игр длятся по нескольку дней или недель, и в течение торжеств такой игры все ее участники и слушатели живут по строгим инструкциям, определяющим даже продолжительность сна, воздержанной и самоотверженной жизнью абсолютного отрешения от мира, похожей на строго регламентированную, аскетическую жизнь, какую вели участники радений святого Игнатия."

10.Существующие элементы практики.

a. Спонтанная партия Игры.
   Практикой игры является "игра в города". Чуть более сложно - отвечать строчкой стихотворной цитаты на цитату. Вот пример из моей личной практики общения по аське:

21.04.99 22:20 _Dimka   Ааатцвели
                        ужжж дааавнооо
                        хрызантээээмы в саааду

21.04.99 22:21 Basil    Это будет осенью
                        (О осень весны моей! :))) (с)

21.04.99 22:22 _Dimka   Уходит светлый май. Мой небосклон темнеет.
                        (с)

21.04.99 22:23 Basil    Ловко маюги клепаешь! (с) В.Пелевин
                        :)))

21.04.99 22:24 _Dimka   Это не я, а  Бальмонт :)

21.04.99 22:26 _Dimka   Но если Вас не волнуют хризантемы, может вас интересуют
                        самураи ?
                        Прислать хагакурэ ? :)

21.04.99 22:26 Basil    "Подымались как к обедне ранней,
                        По столице одичалой шли,
                        Там встречались - мертвых бездыханней,
                        Солнце ниже и Нева туманней,
                        А надежда все поет вдали"
                        (элегия рабам Интернета - слова Ахматовой, название наше
                        :)

21.04.99 22:29 _Dimka   Угу угу :)

                        Петербург, я еще не хочу умирать:
                        У тебя телефонов моих номера.
                        Петербург, у меня еще есть адреса,
                        По которым найду мертвецов голоса.
                        (тьфу-тьфу-тьфу)

                        почему-то Мандельштам мне в связи с Питером
                        вспомнился...
                        пришлось даже уточнить в сборнике :)

21.04.99 22:31 _Dimka   Ой!
                        Первое что должно было  вспомниться - "вы не верьте
                        Невскому проспекту - все ложь, все обман" :)

21.04.99 22:32 Basil    "Занесла случайная молва
                        Тихие, ненужные слова:
                        Летний сад, Фонтанка и Нева -
                        Вы, слова залетные, куда!"
                        (Вертинская тоска :)

21.04.99 22:36 _Dimka   Сдаюсь :)
                        Кроме "медного всадника" ничего в голову не лезет :)

                        сказывается недостаток образования :-Р

   Такое состязание происходило спонтанно, в случайно возникшем настроении. Такой настрой можно вызвать и целенаправленно. Подумай, на что годится настрой, приобретаемый в ходе слушания произведений Баха в концертном зале.

б.Символы соблазнения.
    На язык символов можно перевести даже порнофильм - в основном это будут символы соблазнения. Можно будет посмотреть на такое явление с новой точки зрения и получить знание о том, как и почему порно может на нас воздействовать.

в.Литературное творчество.
   Написание стихов и книг также является такой практикой, особенно если автор ищет новые формы и использует архетипические символы (T.С Элиот, Вильям Блейк в поэзии, Витгенштейн (Логико-Философский Трактат) в философии, Кортасар ("Игра в Классики") и Набоков ("Бледное Пламя") в литературе. В связи с Витгенштейном, мне интересна одна задача - упорядочить его поздний труд "Философские исследования" в духе "Логико-Философского Трактата". Автор сам был не доволен порядком изложения и извинялся перед читателем, что задача строгого упорядочения параграфов оказалась для него неподъемной. Отчасти он относил это на трудность самого предмета, который, по его образному выражению, представлял собой настолько пересеченную местность, что путник, попавший в новую долину, забывал, каковы были предыдущие и был вынужден  начинать познание мира сначала. Если удастся присваивать каждому параграфу "Исследований" символ и помещать этот символ на схему в обозримом операционном поле листа А4, с этими символами можно будет и г р а т ь.

г.Деловые игры.
   "Деловые игры", которые иногда за большие деньги устраивают для бизнесменов и менеджеров для проработки коммерческих идей, являются приложением некоторых принципов Игры. "Деловые игры" - одно из практических приложений деятельности Московского Методологического Кружка. В одну группу с "деловыми играми" можно объединить то, что происходит в различних психотерапевтических группах и даже тоталитарных сектах - поскольку основное внимание в них уделяется структуре человеческой личности, ее способностям управлять и быть управляемым. К тоталитарным сектам примыкает клуб Игры в Бисер, существовавший под руководством Сергея Степанова; одним из основных текстов для игры были положены труды Кастанеды. Файлы с докладами Степанова имеются на распространенном CD-ROM'е "Библиотека интеллектуала". Степановская группа активно практиковала биоэнергетические упражнения и время от время выбиралась из Питера "в Азию".

д."Угадай мелодию".
   Музыкальной основой Игры я владею слабо. На компактах содержится множество любимых мной музыкальных фраз, которые я иногда ассоциативно связываю с какими-то символами. Я мог бы их предъявлять слушателям и интересоваться их мнением, насколько похожие чувства вызывают эти музыкальные фразы у них. Я мог бы использовать музыку для создания настроя - но самому воспроизводить и строить музыкальные фразы мне не под силу. У меня есть в Москве знакомый аспирант-математик с музыкальным образованием, иногда сочиняющий сам музыку и, кстати, с удовольствием читавший Гессе. Он бы мог тут многое предложить...
В простой форме принцип игры с музыкальными фразами оказался популярен в телевикторине "Угадай мелодию".

е.Язык математики.
   Особая задача в создании Игры в Бисер - это создание символьного языка. Коль скоро для каждого явления можно составить более-менее адекватную математическую модель, на такую роль может претендовать язык математики. Внутри же математики на универсальность претендовал язык аксиоматической теории множеств, описываемый в "Principia Mathematica" Рассела и Уайтхеда или, скажем, в 1-м томе Начал Математики Н.Бурбаки. На этом языке можно описывать все разделы математики, хотя в большинстве случаев такое описание оказывается очень громоздким и ограничено уже в самой математике согласно теореме Геделя о неполноте: в ней существуют истинные высказывания, доказуемые содержательными рассуждениями (с участием обыденного языка), но недоказуемые формально. Далее, не обойтись без метаязыка, связывающего явления и модель в сознании субъекта опыта - такой метаязык попытался создать Эдмунд Гуссерль, в начале своего жизненного пути - математик, потом - философ, основатель "феноменологического движения". Его метаязык, хотя и был полон введенными им терминами и оборотами, все же подчиняется грамматике немецкого языка :) Обыденный язык достаточно богат и может быть точен, не стоит от него отказываться ради каких-то искусственно изобретаемых знаков.

ж."Языковые игры" Витгенштейна.
   В "Коричневой" и в "Голубой" книгах Витгенштейна представлен опыт "языковых игр". У Витгенштейна термин "языковые игры" - многозначен. Во первых, это игры, с помощью которых ребенок осваивает родной язык. Во-вторых, это более-менее автономная практика словоупотребления, как например практика отдавания приказов и подчинения. В третьих, это фиктивная практика, придуманная для философских целей - для рассеивания метафизических проблем, возникающих из-за неправильного употребления обыденного языка и непонимания его логики: например, "игра с глаголом "знать"". Для участников семинара Витгенштейна в Кембридже такие "игры" были тяжелой работой, но я думаю, что подобные занятия можно сделать занимательными и приносящими удовольствие.
 

Basil Chrysostom.

К основной странице.