Англоязычные примеры и правила игры HipBone, основывающейся на идее Игры в Бисер, можно найти на сайте Чарльза Камерона. Здесь же мы предлагаем Вашему вниманию наши попыти сыграть в такую же игру на русском языке.
Первая из представленных здесь
игр, получившая название "Сексуальный объект", - понятийная, ход в игре
состоял в том, чтобы поместить в незаполненную ячейку игрового поля такое
понятие, которое лучше всего ассоциируется с соседними. Каждую ассоциацию
необходимо объяснить партнеру по игре, чтобы он смог согласиться: "да,
эта группа понятий связана именно таким образом". Ходы делаются попеременно.
Игрок волен выбирать любую свободную ячейку для хода. Ему засчитывается
столько очков, сколько ассоциаций он смог объяснить; первые два хода на
счет игры не влияют. Каждая ассоциация обозначается на доске линией, соединяющей
ячейки.
Для игры мы выбрали доску
"Psyche" c десятью ячейками и с фиксированным количеством связей между
ними:
1. Василий сделал первый ход: "Сексуальный объект" в ячейку, обладающую максимальным количеством связей (6), однако очков не заработал, поскольку все соседние ячейки были еще пусты.
2. Томас сделал
второй ход ("Карма") - закон нравственной причинности, в котором сексуальные
объекты играют роль факторов, определяющих наши поступки.
(Вес хода - ноль, чтобы у нас было равное количество оцениваемых ходов).
3. Следующий ход Василия
- "Жизнь" - поток причинных событий;
а какая же жизнь без сексуальных объектов?
(Вес хода - два очка: объяснена связь с "Кармой" и с "Сексуальными
объектами").
4. Ход Томаса
- "Смерть", оборотная сторона жизни. "Смерть", "Жизнь" и "Сексуальный объект"
связаны так же, как и Командор, Дон Жуан и Донна Анна.
(Вес хода - 2 очка).
5. Ход Василия
- "Наркотики". Наркотики причиняют смерть.
(Вес хода - 1 очко).
6. Следующий ход Томаса
- "Желание". По Фрейду, человеком управляют два основных импульса - "Эрос"
(влечение к сексуальным объектам) и "Танатос" (смерть) - это две основных
заботы, два основных желания. Наркотики могут дать иллюзию и того, и другого,
и сами по себе являются объектом желания.
(3 очка).
7. Ход Василия
- "Распутство" - "желание сексуального объекта".
(2 очка).
8. Томас:
"Сансара" (санскр. "блуждание", - блуд, распутство; хождение от одного
сексуального объекта к другому, подчиняется законам "Кармы").
(3 очка).
9. Василий:
"Кама-сутра"
(искусство распутства-блуждания; понятие, пришедшее из Индии, как и
"Сансара").
(2 очка).
10. Томас:
"Неведение" -
ключевая точка в кармической причинности (устранение неведения означает
выход из подчинения законам кармы), предшествует новому рождению ("Жизни").
(2 очка).
Итого: 7:10
После игры мы пришли к тому заключению, что правила игры надо сделать более определенными в том плане, какие именно виды ассоциаций следует использовать. Тогда ходы будут менее произвольными и сыгранная игровая партия даст более логически связную систему понятий.
Существует возможность играть в такую игру и в одиночку. Ниже представлен опыт упорядочения поэтических строк на таком же игровом поле:
Это стихотворение, порядок чтения которого определяет читатель; он же расставляет недостающие знаки препинания.
В такой игре много возможностей для творчества: можно сочинять строчки на лету и сразу же помещать их на доску, - одному или вдвоем. Можно сначала выбрать множество "игровых фигур" - сочинить или набрать из книг 10 или более стихотворных строчек, а потом уже приступать к игре. Пример такой игры представлен ниже. Здесь было выбрано 10 строчек из 50, полученных в ходе игры "Буриме", проводившейся втроем:
Thomas & Basil Chrysostom.